Сообщение 1.
Мы рады сообщить Вам о завершении первого подготовительного этапа по проекту "Невский Меморандум", далее Проект. Согласно регламенту работы представляем Вам следующую информацию:
1. Как было отмечено в Проекте (п. 4.1.), технология его реализации построена на законах самоорганизации систем с использованием эффектов синергетики и методов беззатратных технологий.
Основной параметр любой системы - энтропия "Е" (мера беспорядка, неопределенности). Ее величина обратно пропорциональна информации "И", т.е. Е = 1/И. Поэтому, управляя объем и содержанием информации, мы (когда это возможно) регулируем величину Е, управляя ходом процесса.
Совершенно необходимо обеспечить процессу естественный ход самореализации по объективным законам общественного развития. Иначе политика в малом бизнесе останется в рамках беспорядочного экспериментирования ценой в 10 бюджетов страны.
2. В начале работы мы задали максимальную величину Е, сведя к минимуму необходимую информацию.
6 августа мы закончили рассылку содержания Проекта по электронным адресам органов власти субъектов Федерации и общественных организаций. Частично материал направлялся в предпринимательскую среду. Общее число адресатов - примерно 2350.
3. Среди откликов на Проект важно отметить следующие:
А. Предложенный интенсивный регламент обсуждения вызвал возражения.
Аргументы:
- Проект - удобная форма общения, в ходе которого можно рассмотреть все вопросы развития предпринимательства. Этот процесс не только не следует форсировать, но лучше по возможности замедлять для выяснения деталей. Уже все равно потеряли уйму времени (12 лет), можно потратить еще 1-2 года, но наконец закрыть проблему.
- Проект служит единению общества на основе общих задач, а это процесс сложный, и спешка здесь неуместна.
Б. К реализации Проекта следует привлекать не только организации малого бизнеса, но и другие общественные организации, что, конечно, усложнит и замедлит процесс, но придаст необходимую глубину и адекватность.
Координационный совет рабочей группы Санкт-Петербургского союза предпринимателей принял решение отказаться от ранее предложенного регламента, который носил достаточно условный характер. Решено вопрос о регламенте обсуждения Проекта оставить открытым.
4. Поступило предложение предоставить к правительственной награде Губернатора Ленинградской области Валерия Павловича Сердюкова за разработку Концепции развития малого бизнеса.
Рабочая группа временно не стала включать этот вопрос в повестку дня.
5. Поступило предложение не размещать всю информацию на одной странице, а распределять ее по специальным страницам.
Рабочая группа решила создать 7 следующих страниц: для субъектов бизнеса, для общественных организаций, для органов законодательной власти, для органов исполнительной власти, СМИ, Международных отношений, резервный.
6. Протоколом №4 рабочей группы утвержден Объединенный научно-технический совет по реализации проекта "Невский Меморандум". Председатель совета - к.э.н. Надежда Николаевна Покровская, начальник Отдела научных методов маркетинга и менеджмента ЗАО "Гуманитарный фонд", главный редактор журнала "Личность и Культура".
7. Протоколом №3 Рабочей группы образован Координационный совет рабочей группы, председатель совета - Игорь Евстафьевич Расторгуев, председатель Экспертного совета Санкт-Петербургского союза предпринимателей.
8. Протоколом №6 рабочей группы в качестве основного информационно-аналитического и просветительского органа принял научно-популярный журнал "Личность и Культура". Рекомендована подписка на журнал в качестве меры по реализации проекта "Интеграция" как составной части основного Проекта.
9. Поясним величину в 10 бюджетов страны в п.1.
Если в среднем доля малого и среднего бизнеса в бюджетах стран с рыночной экономикой составляет 60-80%, то сегодня для России с пониженной эффективностью крупного бизнеса эту величину можно теоретически считать равной 85% / 15% - на долю крупного бизнеса.
В то же время сегодня в России доля малого бизнеса в бюджете страны составляет примерно 10%, а 90% - доля крупного бизнеса.
Мы можем принять, что эти 90% следует считать за 15% доли крупного бизнеса в теоретическом бюджете (ТБ) страны с не подавляемым, как сейчас, малым и средним бизнесом.
Легко рассчитать, каким может быть тогда бюджет страны, если 90% существующего реального бюджета (РБ) составляют всего 15% теоретически возможного ТБ.
Если 0,9 РБ = 0,15ТБ, то ТБ = 6РБ. Принимая во внимание, что малый и средний бизнес стимулируют развитие крупного, а потенциал последнего примем реализованным всего на 50%, то мы получим практически удвоенную величину теоретического бюджета.
А если мы учтем, что значительная часть экономики находится в теневой сфере, куда она загнана архаичной налоговой системой, то мы можем вести дополнительный коэффициент роста бюджета 2-3.
Таким путем мы приходим к пониманию того, что бюджет страны может в несколько десятков раз превышать имеющийся сегодня. Но на текущем этапе примем явно заниженную, но легко просматриваемую пропорцию - теоретический бюджет страны в 10 раз превышает реальный. Тому, чтобы они совпали, и служит "Невский Меморандум".
Соответственно, у страны сегодня нет более важной задачи, чем реализация проекта "Невский Меморандум".
Сообщение 2.
В Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате с участием Центра международного частного предпринимательства при торговой палате США 25 сентября 2002 г. прошел круглый стол "Взаимодействие бизнеса и власти".
На секции "Вопросы совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства" выступил с докладом генеральный директор ЗАО "Гуманитарный фонд" Н.Б. Покровский. Краткое содержание доклада:
Представлена метода расчета той части потенциала малого бизнеса, которая сегодня реализована в наполнении бюджета страны после 12 лет декларированного развития малого бизнеса. Эта величина составляет 2,5-3%! Показано, что бюджет страны за счет малого бизнеса можно увеличить не менее, чем в 7-10 раз. Для этого необходимо изменить систему налогообложения. Сегодня в цене продукта основную часть составляют налоги, т.е. государственные подати. Это отражает феодальный уклад. Практика налогового законодательства выражает феодальную технологию по схеме:
Феодальная традиция - идеология законодательства - ставки налогов.
Эту схему следует заменить другой:
Конституция - нормативная база - ставки налогов.
Существующее налоговое законодательство исключает развитие малого бизнеса и принуждает предпринимателей прибегать к теневым методам.
Кроме того оно искусственно закрепляет такое негативное социальное явление как бедность значительной массы народа.
В ходе круглого стола Н.Б. Покровский задал вопрос представителям администрации "Существуют ли критерии эффективности гос. политики в малом бизнесе". Ответ: "Таких критериев нет. В настоящее время невозможно определить, что может быть надежным критерием". Одним из участников круглого стола предложено считать таким критерием - благосостояние населения.
Участники из США предложили шире взаимодействовать с политическими деятелями страны.
Сообщение 3.
Положения "Невского Меморандума" рассматривались со специалистами Администрации Ленинградской области. Отмечено отсутствие необходимого уровня доверия граждан к государству. Например, пенсионный возраст для мужчин 60 лет, а средняя продолжительность жизни мужчин в Ленобласти 58 лет. Спрашивается, зачем платить отчисления в пенсионный фонд и куда идут его деньги.
Отмечена актуальность формирования социального договора "общество - государство".
Рабочей группой проекта "Невский Меморандум" принято решение апробировать возможность формирования такого договора в одном из районов Санкт-Петербурга.
Сообщение 4.
В связи с решением руководства Санкт-Петербургского союза предпринимателей о проведении 3-го съезда 27-28 ноября 2002 г. рабочей группой проекта "Невский Меморандум" принято решение о приостановке работы по данному проекту. Это, во-первых, позволит сосредоточить усилия на подготовке к съезду, к участию, в ко-тором решено привлечь различных представителей бизнеса и государственной власти. Во-вторых, работу по проекту наиболее целесообразно увязать с решениями съезда.
Таким образом, регулярная рассылка материала "Невского Меморандума" и его обсуждения продолжатся ори-ентировочно после второй декады декабря, когда будут окончательно готовы итоговый документы съезда.
Сообщение 5.
27-28 ноября прошлого года прошел 3-й съезд Санкт-Петербургского союза предпринимателей. Приветствия съезду направили ряд известных деятелей страны, в их числе М.С. Горбачев и Е.М. Примаков. На пленарном заседании съезда, кроме предпринимателей выступили депутат Государственной Думы О. Дмитриева, которая отметила признаки стагнации в сфере малого бизнеса, его постарение (мало идет молодежи в малый бизнес).
Действительно, было очень много участников. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга … Анд-реев выступал с критикой исполнительной власти. Представитель Администрации Санкт-Петербурга, критикуя законодательный орган города, отметил, в частности, срыв крайне важного рассмотрения закона по малому бизнесу в связи с неявкой многих депутатов и предложил открыто опубликовать имена этих депутатов.
Выступавшие предприниматели отмечали чрезвычайно тяжелое положение малого бизнеса в городе. Говори-лось, что бизнес "барахтается" в агрессивной среде из серной кислоты, и единственная возможность изменить положение - это слить эту кислоту (имелись в виду действия чиновников).
Были проведены следующие круглые столы:
№1 - Бизнес и власть. Роль общественных объединенний в поддержке малого предпринимательства.
№2 - Государственное регулироание и нормативно-правовые основы развития маолого предпринимательства. Налогообложение и бухучет. (координатор - Н.Б. Покровский)
№3 - Малый Бизнес и арендные отношения в СПб.
№4 - СМИ, Интернет и малый бизнес.
№5 - Финансово-инвестиционная поддержка малого предпрпнимательства. Страхование. Лизинг.
№6 - Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства, программы поддержки.
№7 - Здравоохранение, экология и малый бизнес.
В решения основного (2-го) круглого стола вошли ряд важнейших положений "Невского Меморандума" о кри-териях эффективности государственной политики, создании нормативной базы и проведении разъяснительной работы среди населения и работников госаппарата о роли малого бизнеса в жизни общества.
1. Поддержать инициативу Е.М. Примакова о ревизии всего законодательства по малому бизнесу, особенно в части защиты интересов предпринимателей, порядка налогообложения, отчетности, аренды и специальных вопросов лицензирование, регистрация, применение кассовых аппаратов, сертификация, акцизы. Объем финансирования - 20 млн. $.
2. Перевести экономические взаимоотношения малого бизнеса и государства на нормативную базу, которая учитывает условия стабильной деятельности малого бизнеса и обеспечивает оптимальное распределение созданного продукта. Нормативная база должна быть получена на основе науки и мировой практики и приведена к виду законодательных актов. Нормативы должны охватывать максимальный круг вопросов, которые поддаются профессиональному анализу: это ставки налогов, применение ККМ, сумма аренды, порядок определения себестоимости продукта и т.д. Объем финансирования 17 млн. $.
3. Разработать регламент, регулирующий действия государственных органов в отношении субъектов малого бизнеса, включая порядок введения новых и изменения старых законодательных актов, проведение каких либо мероприятий (проверки, споры и др.), лицензирование, регистрацию и др. Этот регламент должен учитывать реальные возможности малого бизнеса и принципы целесообразности. В качестве аналога может быть принят мировой опыт. Объем финансирования 12 млн. S.
4. Признать малый бизнес важнейшим фактором национальной безопасности в связи с тел?, что он создает основную часть бюджета страны и формирует продуктивные отношения, на основе которых образуются стереотипы гражданского общества и рыночной экономики. В связи с этим признать, что все действия, ущемляющие права малого бизнеса направлены против национальной безопасности и гражданского общества. В соответствии с этим предусмотреть критерии соответствия чиновника задачам государственной службы и меры ответственности. Государственным органам, занятым вопросами коррумпированности государственного аппарата вести мониторинг ситуации по данному предмет}, Подготовка рекомендационных материалов - 6 млн. S.
5. Ввести критерии эффективности государственной политики в малом бизнесе в виде показателей доли малого бизнеса в бюджете страны и региона, а также показателей темпов роста этой доли. Предусмотреть комплекс мер применяемых в диапазоне значений этих критериев. Подготовка рекомендационных материалов 6 млн. S.
6. Разработать систему мер по защите интересов малого бизнеса в условиях неправомерного действия должностных лиц. которые освобождает малый бизнес от противодействия без опоры на органы поддержки. Предусмотреть широкую гласность всех случаев ущемления интересов и прав малого бизнеса. Подготовка рекомендационных материалов - 2 млн. $.
7. Приступить к широкой пропаганде и агитации среди государственных органов и населения в вопросах роли и интересов бизнеса. Для этих целей использовать широкий диапазон СМИ, а также выделить из них 2-3 ведущих. Предусмотреть объем финансирования - 35 млн. $ в год.
8. Считать основным регулирующим фактором в политике малого бизнеса указанную систему нормативов, регламентов, критериев и Конституцию РФ, а также подписанные Правительством РФ международные акты. Осуществлять контроль соответствия принимаемых административных актов данным документам. Объем финансирования работ - 3 млн. $ в год.
9. В реализации данных рекомендаций ориентироваться на инициативу самих предпринимателей, возможности СПб союза предпринимателей и взаимодействия с другими общественными организациями, органами власти и специалистами. Координирующий и рабочий орган - рабочая группа, созданная по решению съезда,
10. Материалами для рабочей группы является обращения предпринимателей, государственных структур, общественных организаций, а также результаты собственных исследований.
11. Финансирование выполнения работ по пунктам 1-8 государственный бюджет (региональный и федеральный по 50%), а также спонсорская поддержка. Общий объем финансирования 101 млн. $, что в 1,5 раза меньше стоимости методики расчета арендной платы, уплаченной КУГИ СПб и правительством РФ иностранным специалистам.
Сообщение 6.
С 20 января начата рассылка предпринимательским кругам предложения принять участие в обсуждении "Невского Меморандума".
Сообщение 7.
На 19 марта выполнена рассылка приглашений (см. сообщение 6) семи тысячам предпринимателей.
В соответствии с планом начата официальная рассылка проекта "Невский меморандум" и Обращения к руководителям регионов и депутатскому корпусу. Содержание Обращения см. на страницах Законодательная власть, Исполнительная власть.
Приглашения предпринимателям продолжают рассылаться.
Сообщение 8.
Дорогие друзья!
Рабочая группа проекта «Невский Меморандум» завершает второй этап его реализации 31 июля с.г.
Текст проекта был направлен в ряд регионов (см. ранние сообщения). Мы дадим краткое резюме полученных ответов. Сегодня же хотим поблагодарить всех, кто нам их направил, и отметить, что мы были буквально ошеломлены глубиной понимания предмета и многообразием практического опыта. Мы не может не заявить, что гордимся нашей аудиторией, испытываем к ней чувство глубокого уважения, симпатии и считаем себя обязанными соответствовать ее уровню.