Основные положения и принципы
профессиональной политики в малом бизнесе

«Невский Меморандум»

 

1.                   Вводная часть

 

1.1.        Цель – увеличение бюджета страны в 7-10 раз за счет малого бизнеса путем реализации Концепции Государственной поддержки малого бизнеса, принятой Госсоветом РФ в декабре 2001 г.

1.2.        Разработчик – ЗАО «Гуманитарный фонд». Работа выполнена по поручению Санкт-Петербургского союза предпринимателей (см. статью «Малый бизнес может избавиться от тени», газета «Предприниматель Петербурга», №11-17 марта 2002 г.)

1.3.        Краткая справка о разработчике – ЗАО «Гуманитарный фонд» образовано в 1993 г. Проводит независимые исследования. Основная особенность их – использование фундаментальной науки для решения практических задач. Более подробная информация на сайте http://humfond.narod.ru.

 

2.Констатирующая часть

 

 

2.1.        Согласно расчетам (см. статью "Ресурс малого бизнеса в Петербурге", журнал «Личность и Культура», далее ЛиК, №4, 2000 г.), возможности малого бизнеса в наполнении бюджета страны использованы не более чем на 2,5-3%.

2.2.        За счет малого бизнеса страна может получить не менее 7-10 ее нынешних бюджетов («Комментарий ДРР: как по писаному!», ЛиК, №5/6, 2001г.) В таком качестве малый бизнес становится важнейшим фактором национальной безопасности и независимой политики.

2.3.        Из биологии известно, что развитие любой живой культуры зависит от степени агрессивности среды. Данные п.2.1. указывают на крайне высокую агрессивность среды, что обусловлено законами исторического развития.

2.4.        В России протекает стандартный исторический процесс. Его содержание детально изучено еще в период 1993-95 гг. специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» («Россия – черты настоящего и будущего», буклет изд-ва ГППП-3, заказ 444, тираж 1000 экз., а также журнал «Мост», февраль 1998 г., «Теория развития России до 2015-2020 гг.», ЛиК, №3/4, 2001 г.). Состояние российского общества в период 1990-2015 г. показано в виде графиков изменений основных макропроцессов на Диаграмме развития России до 2015 г., далее ДРР, Приложение 1. Данный материал позволяет вести глубокий анализ любого аспекта в современной истории страны.

2.5.        Слабое развитие малого бизнеса связано с архаичной, полуфеодальной культурой общественных отношений. Феодальные стереотипы в укладе российского общества обусловлены стадией его перехода от тоталитарной к рыночной экономике («В России – не экономический, а глубинный культурный кризис», ЛиК, №2, 1999 г.).

2.6.        Прямым выражением архаичной культуры служит налоговая система, реализующая феодальные приоритеты и антагонистическая рыночной экономике. Структурный анализ показывает, что она:

-      антиконституционна, т.к. лишает производителя продукта права на его основную часть;

-       непрофессиональна, т.к. не соответствует нормативам рыночных отношений;

-      антигосударственна, т.к. противопоставляет друг другу два формообразующих субъекта общества – власть и бизнес, ослабляя структуру государства;

-      антиобщественна, т.к. ведет к криминализации общества путем «выдавливания» бизнеса в теневую сферу;

-      аморальна, т.к. принуждает граждан к  незаконным методам деятельности.

Крайне негативный факт – участие самих государственных органов в теневых отношениях путем неформального давления на бизнес.

В этих условиях налоговая система – не только тормоз развития экономики и гражданского общества, но и прямая угроза государству: кто соберет все налоги, тот уничтожит страну.

2.7.        Феодальные стереотипы формируют в обществе неуважение к труду. Предприниматели продолжают жаловаться на постоянные притеснения чиновников («Круглый стол», ЛиК №5/6, 2001 г.). Остается реальной возможность разорения предприятий. Бизнес традиционно подвергается дискриминации – малейшие нарушения предпринимателей влекут за собой значительные штрафы, тогда как действия государственных органов, повлекшие ущерб для бизнеса, не компенсируются в полной мере.

2.8.        Объективные причины, которые препятствуют участию бизнеса в формировании политики в бизнесе:

-      чрезвычайно низкая общая и корпоративная культура и, как следствие этого, тривиальность мотиваций;

-      недостаточный интерес к системному знанию и, как следствие этого, неосознание нормативных принципов в своей практике;

-      слабая социализация и, как следствие, низкая интеграция в систему общественных отношений.

2.9.        Объективные причины, которые препятствуют законодательной власти в создании профессиональной политики в бизнесе:

-      отсутствие опыта применения технологий маркетинга и менеджмента при создании и продвижении продукта – закона («Маркетинг и законодательство – актуальная проблема», ЛиК, №4, 2000г.);

-      недостаточное использование системного, научного знания (например, нет обоснованных нормативов по эффективному бизнесу);

-      высокая вероятность продвижения недостаточно квалифицированных решений ввиду высокой активности их предложения.

В условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры, см. ДРР, без технологий маркетинга в принципе невозможна продуктивная работа. Вместе с тем даже после опубликования специальной схемы подготовки закона в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга имеют место отклонения от нее, что влечет за собой крайне негативные последствия для населения. При этом не получает развитие гуманное отношение к народу, имеют место факты жестокости к инвалидам.

Важно понять, что качество нашей жизни определяется исключительно качеством наших законов. Сегодня отношение к нему (качеству) требует коренного пересмотра.

2.10.    Законодательные органы недостаточно взаимодействуют с наукой (нет нормативов) и с практическим бизнесом (нет профессиональных представлений).

2.11.    Наиболее высоким культурным и профессиональным уровнем обладают органы исполнительной власти как наиболее структурированного института общества и наиболее задействованного во всем комплексе реальных процессов («Трансформация власти в России», ЛиК №2, 1999 г.; а также «Мост», №8, сентябрь 1999 г.). Им же принадлежит и основная инициатива в законодательств, чем нарушается профессиональный принцип разделения властей. Роль исполнительной власти по профессиональным оценкам признается завышенной (см. статью «Законодатель», ЛиК №3/4, 2001 г.).

2.12.    Объективные причины, которые препятствуют исполнительной власти в создании профессиональной политики в бизнесе:

Первая (основная) – условия деятельности этих государственных органов сегрегирует персонал с менталитетом, существенно отличающимся от менталитета бизнеса (ментальное несоответствие).

Вторая – исполнительская дисциплина персонала объективно требует максимальной стерилизации программ с максимальным занижением контрольных показателей.

Третья – в работе государственных органов не установился режим прозрачности, а это исключает продуктивное взаимодействие и, соответственно, профессиональные решения.

2.13. Все положения п. 2.12. отражены в последней программе Правительства по поддержке малого бизнеса. Она не отвечает реальному ресурсу бизнеса (нереализованная часть 97%), неверно определяет приоритеты (главное – налоги), не отвечает возможным темпам развития бизнеса (см. Результирующую часть), готовилась «непрозрачно» (например, Санкт-Петербургский союз предпринимателей не принимал участие в анализе Программы).

Другие недостатки этой Программы: нет корреляции с реальным историческим процессом в стране, не используются механизмы самоорганизации систем. То есть, у Программы отсутствует научная база. Без такой базы невозможно создание продуктивных проектов при постоянном изменении параметров среды.

2.14.    Объективные причины, которые препятствуют науке влиять на политику в бизнесе:

-      недостаточная востребованность со стороны бизнеса и власти;

-      недостаточное продвижение квалифицированных специалистов;

-      недостаточное раскрытие возможностей науки из-за применения институтами власти и бизнеса малоэффективных решений.

В результате остается незатронутым целый пласт системных знаний по самоорганизации систем, принципы синергетики и др.

2.15.    Как показали исследование, не менее 50% ВВП создается исключительно за счет таких разделов культуры, как этика и эстетика («От этики к экономике», ЛиК, №3/4, 2001, кн. «Этика. Эстетика. Экономика», СПб ТПП, под ред. д.э.н. А.В. Чистосердова). Вместе с тем данные аспекты в государственной политике отсутствуют практически полностью.

2.16.    В условиях архаичной культуры общества необходима системная просветительская деятельность, в первую очередь, по вопросам малого бизнеса и связанных с ним тем среди персонала исполнительной и законодательной власти. Такое предложение поступило в МАП от ПК «Меридиан 2000» в 2000 г. В качестве периодического издания был определен журнал «Личность и Культура», структура которого позволяет раскрывать содержание тем в широком диапазоне связей.

Краткая справка о журнале – http://l-i-c.narod.ru.

Актуальность указанного предложения не снизилась, а существенно возросла к настоящему времени. Сегодня это отмечено и в принятой Госсоветом Концепции.

2.17.    Политический аспект – в комплексе общественных отношений малый бизнес является одной из наиболее надежных опор института президентской власти. Это важно и в балансе влияния крупного бизнеса. Согласно указанной Теории развития России, личность Президента РФ В.В. Путина абсолютно адекватна содержанию исторического процесса  в стране и практически безальтернативна на обозримую перспективу (до 2008-2010 гг., см. график «ИЛ» на ДРР). Таким образом, поддержка малого бизнеса – это поддержка курса В.В. Путина на стабильное развитие страны.

2.18.    Состояние малого бизнеса характеризует состояние гражданского общества. Тогда, согласно п. 2.1., оно сформировано на 2,5-3%. Остальная часть – сумма феодальных и криминальных отношений. Дальнейшее развитие общества невозможно без развития малого бизнеса как генератора позитивных экономических, правовых и нравственных отношений, создаваемых в ходе наиболее непосредственного взаимодействия людей.

2.19.    Основные выводы:

1. Малый бизнес является одним из решающих факторов в достижении необходимого уровня национальной безопасности.

2. Доходы от самого малого бизнеса в бюджете страны могут быть увеличены в 35-40 раз, при этом бюджет возрастет в 7-10 раз.

3. Основным препятствие развитию бизнеса и общества в целом является архаичная культура переходного периода от тоталитарного режима к рыночной экономике и гражданскому обществу. В истории человечества эта фаза определена как феодализм.

4. Содержание современной государственной политики в малом бизнесе характеризуется отсутствием: у исполнительной власти – соответствующих устремлений, у законодательной власти – необходимых представлений, у бизнеса – способностей, а у науки – возможностей.

5. Политика в бизнесе не имеет достаточной научной, профессиональной и нравственной базы. Ведется в основном волюнтаристскими методами вне системных знаний о предмете приложения и о среде реализации при беспорядочной компиляции зарубежного опыта.

6. Вместе с тем в стране развивается объективный исторический процесс формирования нового российского общества с беспрецедентным развитием экономики и культуры, государственного уклада, с исключительным положением в мировой системе.

7. Малый бизнес открывает путь к этой перспективе как основной генератор продуктивных общественных отношений, позитивной культуры и мощный экономический ресурс.

 

3.  Постановка задачи

 

Для реализации Концепции Госсовета необходимо создать механизм поддержки малого бизнеса, который обеспечит наиболее высокие темпы достижения максимального уровня национальной безопасности и развития гражданского общества в России.

 

4. Результирующая часть

 

4.1. Для решения поставленной задачи необходимо использовать законы самоорганизации систем, принципы синергетики и инвариантности фрактальных структур.

На синергетических основания строится взаимодействие участников – законодательной, исполнительной власти, бизнеса и науки. Закономерности фракталов используются в создании нормативных комплексов и системы законодательства. Этим достигается органический, естественный ход процесса без волюнтаристского вторжения в него, минимальные сроки и затраты. Открывается возможность реализации беззатратных технологий («Фундаментальные основы маркетинга», ЛиК 1,2, 2000 г.).

4.2. Основные принципы:

Первый - функции участников разделяются строго по профессиональному признаку.

Второй - в основе всех решений – нормативная база.

Третий - политика не должна противоречить нормам морали.

Четвертый - взаимопонимание и сотрудничество участников.

Пятый - прозрачность и демократичность при подготовке решений.

4.3. Основным нормативом государственной политики является доля малого бизнеса в бюджете региона и страны.  Предлагается следующая классификация:

-      60% является нормальной, стандартной величиной;

-      от 50 до 60% - ситуация нестандартная;

-      от 40 до 50% - ситуация неудовлетворительная;

-      от 30 до 40 % ситуация тревожная;

-      от 20 до 30% - ситуация чрезвычайная;

-      менее 20% - ситуация критическая.

В зависимости от характера ситуации применяются различные меры стимулирования бизнеса, вплоть до безвозмездной аренды и моратория на налоговые проверки.

Федеральная власть может оказать региональному бизнесу крупную поддержку, если поручит региональной власти создание обоснованной программы достижения стандартных показателей по приведенному ряду, с указанием конкретных сроков. Это действительно повернет власть на местах к бизнесу, повысит ее компетентность и ответственность, стабилизирует экономику, оживит культуру (науку, образование, искусство).

Так как реализовать такую программу без замены налоговой системы невозможно, региональные власти должны оказать соответствующее давление на федеральную власть. При действующей налоговой системе региональная власть не может отвечать в полной мере за экономику региона.

4.4. Основной нравственной нормой (здесь) является уважение к труду и ненанесение ущерба предприятиям.

4.5. Нормы морали следует считать основным регулятором отношений государства с бизнесом.

4.6. Задача законодательных органов – профессиональная  подготовка законов с использованием методов маркетинга и менеджмента на основе научной и практически обоснованной нормативной базы функционирования малого предприятия.

4.7. Главная задача законодательства – изменение налоговой системы. Для этого предлагается использовать как норматив предельные ставки налогов от 38 до 62% от произведенной стоимости («Мироздание и… налоги», ЛиК, №1/2, 2001 г.).

4.8. В целях стабильности бюджетной политики переход к новой системе осуществить «компенсирующим методом» («Деньги для России», ЛиК, №3, 2000 г.). Сущность метода в том, что предприятию задается на каждый год норматив повышения товарооборота (например, 15%), который подлежит налогообложению по существующей схеме. Сверхнормативный доход облагается по льготным ставкам, которые постепенно растут от 10 о 38, а затем до 62% («Малый бизнес – стране», ЛиК, №1/2, 2002 г.). Вариант расчета увеличения дохода бюджета по этой схеме приведен в Приложении 2. Уже на 4-й год сумма налогов по новым ставкам на 30% превысит сумму налогов по «старым», а доходы в бюджет возрастут в 3,5 раза. А течение 12 лет доходы от малого бизнеса возрастут в 32 раза. При этом отсутствует риск неисполнения бюджета по сборам налогов.

4.9. Другая задача законодательства – создание системы мер, исключающих нанесение предприятиям ущерба в результате действий законодательной или исполнительной власти. Одним из инструментов этого являются полные компенсации потерь текущего и будущего периодов. Это тем более справедливо в связи с наличием гарантий вкладчикам банков.

4.10. Основная задача исполнительной власти – не насаждать несовершенные законы, не считаясь с потерями бизнеса, а обеспечить бизнесу максимальную стабильность в условиях несовершенных законов. Это положение будет стимулировать совершенствование законов.

4.11. Успешному решению задач по п.4.10. будет способствовать ориентация государственных служащих на нормы морали, признания в малом бизнесе важнейшего фактора национальной безопасности, нанесение ущерба которой не отвечает нормам государственной службы.

Этим целям может служить политучеба и другие просветительские меры.

4.12. В целях реализации п.4.10 и в соответствии с пятым принципом (п. 4.3.) все обращения предпринимателей с жалобой на действия государственных органов должны публиковаться в бюллетенях, отражающих работу местных органов власти и рассматриваться без специального обращения высшими инстанциями региональной власти с опубликованием результата рассмотрения.

4.13. Основные задачи бизнеса:

-      существенно повысить свою общую культуру, четко определить свои позиции в системе этических и эстетических приоритетов;

-      совместно с учеными и специалистами срочно разработать нормативную базу, обеспечивающую стабильное развитие бизнеса (по структуре себестоимости продукта, например, доли аренды, расхода времени, размеров дохода и др.);

-      способствовать социализации бизнеса, произвести позиционирование своего бизнеса в социальной среде, заявив свои возможности, обязанности и права.

Материалы, которые могут быть полезны для этих целей, будут размещаться на странице http://humfond.narod.ru/business.htm . Ведет страницу редакция журнала «ЛиК».

4.14. С целью создания единого информационно-культурного поля среди участников, которые присоединились к «Невскому меморандуму», а также для выполнения регулярного научно-практического исследования актуальных проблем редакцией журнала "ЛиК" разработан проект "Интеграция", Приложение 3.

4.15. Основная функция «Невского Меморандума» – направить государственную политику в малом бизнесе в русло максимального использования профессиональных возможностей действующих сторон – власти, бизнеса и науки. Это предполагает:

-          свободный и широкий обмен мнениями;

-          взаимное согласование позиций и следование им;

-          разработку практических решений по развитию малого бизнеса;

-          реализацию этих решений на основе согласованных позиций.

Обязательным условием является корректный, лояльный тон выступлений, сведение к минимуму критики других сторон и ориентация на конструктивный диалог при безусловном уважении ко всему составу аудитории.

 

5. Организационная часть

 

5.1. Для обсуждения, критики и уточнения данного материала он направляется в федеральные и территориальные органы исполнительной и законодательной власти, объединениям бизнеса, включая научные учреждения, торгово-промышленные палаты, выборочно руководителям и специалистам предприятий, а также размещается на сайте http://humfond.narod.ru/memor.htm

Адреса рассылки даются на http://humfond.narod.ru/list.htm

Все отклики на «Невский Меморандум», предложения, сообщения, выводы можно направлять по электронному адресу humfond@narod.ru, а также по почте:

191187 Санкт-Петербург, Соляной пер., д. 7, а/я 262 «Гуманитарный фонд».

5.2. Вся поступающая информация, а также заключения по ней и рекомендации после обработки также помещаются на странице сайта http://humfond.narod.ru/operative.htm.

5.3. Обсуждение вопросов возможно в конфиденциальном порядке по желанию одной стороны.

5.4. С самого начала работы она ориентирована на получение практических результатов. С этой целью готовятся и обсуждаются конкретные рекомендации, а также используются все допустимые законодательством меры по их продвижению с целью реализации.

5.5. Ход работы освещается во всех СМИ, проявивших заинтересованность в этом.

5.6. Возможны различные методы обсуждения материала – от дистанционных по электронной связи до личных встреч, совещаний, семинаров, конференций и др.

5.7. Рассылка текста «Невского Меморандума» и информации о ходе его обсуждения производится бесплатно. Запросы на получение дополнительной информации выполняются на условиях, указанных в Приложении 4.

5.8. Помимо общественной научно-практической базы разработчик планирует использовать на правах членства возможности Санкт-Петербургского союза предпринимателей, Санкт-петербургской торгово-промышленной палаты и Санкт-Петербургского союза ученых.

5.9. Ориентировочный календарный план:

-      рассылка материала в течение 3 недель;

-      обсуждение – 12 недель;

-      разработка окончательных вариантов решений – 6 недель.

Всего – 21 неделя. Начало основного блока работы – 27 мая.

5.10. Данную редакцию «Невского Меморандума» следует считать первой.

5.11. На первом этапе реализацию положений «Невского Меморандума» инициирует разработчик. В ходе работы ожидается формирование инфраструктуры, которая обеспечит реализацию необходимых мер по интенсивному развитию малого бизнеса.

 

6. Заключение

 

Ресурс малого бизнеса в стране позволяет увеличить ее бюджет как минимум в 7-10 раз. Малый бизнес - эта гигантская инфраструктура обращения товарно-денежной массы, без которой не может существовать современная экономика. В то же время политика в малом бизнесе до настоящего времени похожа на движение по курятнику дорожного катка, за которым следуют эксперты-реаниматоры с комплектами стимуляторов для оставшихся в живых кур. В итоге мы имеем совершенно убогий бюджет, горячее стремление еще что-нибудь продать и весьма туманные перспективы решения проблем врачей, учителей, пенсионеров, коммунальной сферы и национальной безопасности.

«Невский Меморандум», - одна из первых системных попыток изменить ситуацию средствами профессионального опыта и последних достижений науки. Именно синтез науки и практики всегда позволял решать самые сложные и застарелы проблемы. Проблемы российского бюджета, совершенно не отвечающего историческому статусу государства, безусловно, будет решена в самые сжатые сроки. Уже к 2005 г. ситуация может быть изменена кардинальным образом за счет малого бизнеса. Других ресурсов для этого нет. Поэтому развитие инициатив Президента РФ В.В. Путина по поддержке малого бизнеса выражает меру нашей ответственности и профессионализма. Делят эту ответственность - наука, власть и бизнес.

 

7. Обращение к органам законодательной и исполнительной власти, предпринимателям, руководителям предприятий, специалистам и ученым

 

По оценке разработчика, «Невский Меморандум» зафиксировал самые основные положения и принципы. Но только ваш колоссальный опыт и профессиональные знания способны придать инициативе Санкт-Петербургского союза предпринимателей необходимые масштаб и содержание.

Согласно Теории Развития России до 2015-2020 гг., сегодня исторический процесс объективно вступил в ту фазу, когда усилия доброй воли каждого отдельного человека, от предпринимателя и ученого до Губернатора и Президента, не уйдут в песок, а воплотятся в величественное здание новой России.

Именно это беспрецедентное по своему величию здание разработчик предлагает считать ориентиром в реализации проекта «Невский Меморандум».

Сайт управляется системой uCoz